О методах телесной терапии. Исторический и методологический обзор. Плюс частный взгляд на тему.

Методы ТОПМногообразие методов ТОП порой вводит обывателя в заблуждение. 

Да что там обывателя... И профессионалы то порой не могут разобраться, чем, допустим, "метод глубинного касания" отличается от "осознанного прикосновения", и почему оба так сильно похожи на "театр прикосновений"? 

Надо сказать, в телесной терапии, как и в любой новой, и не имеющей четких границ сфере, существует огромное пространство для всякого рода искажений. Нельзя сказать, что авторы "тырят" друг у друга технологии и приемы. Просто приемов на самом деле так мало, что любой, кто поймет принцип в считанные дни сможет создать свой метод. А приложив некоторые усилия даже его зарегистрировать. Поэтому по состоянию на 2006 год в мире существовало чуть более 600 официально зарегистрированных методов, а сейчас, думаю, значительно больше. 

О чем это говорит будущему телесному терапевту? Да ни о чем... Никто не заставит Вас изучать их названия, и тем более, "начинку". Овладение большим количеством методов, чем владеют Ваши коллеги, не сделает Вас компетентнее. Больше скажу, профессионалы со временем понимают, что "изобретать велосипед" в нашей сфере бессмысленно и непродуктивно, а для собственного развития даже совсем не полезно. 

Ибо методы имеют тенденцию морально устаревать, и одно дело просто начать делать что-то чуть иначе, другое - распрощаться с тем, во что вложил кучу времени и сил, застолбил в науке под своим именем и теперь вынужден по жизни нести. Поэтому многие авторы методов уже при жизни стали памятниками своему былому величию. На них ходят скорее посмотреть, чем чему-либо у них научиться. 

В тоже время, из многих авторских методов выросли целые школы. Некоторые персоны не заслуживают того, чтобы быть забытыми из-за стремительно развивающихся технологий. Вот о таких личностях и их подходах к телу, телесности, я и планирую Вам потихонечку здесь рассказать. Надеюсь, Вам это будет интересно.

Официальным основателем телесно-ориентированной психотерапии считается Вильгельм Райх.

Подчеркиваю - официальным. Так как, если исходить из того, что ТОП - это некий подход к оздоровлению человека, путем оказания ему помощи в налаживании отношений с собственным телом и его естественными процессами, то не очень понятно, куда деть весь остальное многовековой опыт человечества?

На гармонию тела и духа испокон веков "работало" все. Традиции, культы и обряды, игры и забавы, целительные практики и знания, даже вера и суеверия в своей основе несли вовсе не разрушительный (как любили утверждать некоторые потом), а уважительный и сугубо сохранный посыл.

Поэтому, правомернее утверждать, что Райх был первым, кто указал направление для развития тем личностям и школам, которые в силу своих собственных внутренних конфликтов и несогласия с теми или иными существующими нормами общества, нуждались в более глубоком материале для исследования своего тела. Исследования и коррекции. Как-то так... 

При этом я вовсе не хочу умалить вклад Райха в становления ТОП. Но давайте разберемся из каких мотивов и на каком материале зарождалось одно из самых спорных направлений психологической практики? И к чему привело?

Итак, Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года в селе Добрынивцы на Буковине — тогда самой восточной оконечности Австро-Венгрии (теперь Заставнянский район Черновицкой области Украины).

Согласитесь, забавно, что в основании нашего замечательного направления оказалась вовсе не европейская (как любят утверждать российские ТОП-корифеи), а украинско - еврейская ментальность. А земля на которой провел свои детские и юношеские годы юный Вильгельм, издревле разрывалась на части сильнейшими национальными и религиозными конфликтами, спорами о принадлежности и господстве, славится весьма жесткими магическими и оккультными традициями.

Вильгельм Райх родился в семье ассимилированных австрийских евреев, которые получили немецкое воспитание. Отец Райха, Леон Райх — крестьянин, управляющий имением среднего достатка — по описаниям сына, был властным, ревнивым и вспыльчивым мужчиной, а мать, красавица Цецилия Ронигер, была полностью подчинена мужу и страдала от его деспотизма. 

Было ли это действительно так мы никогда не узнаем. Но если учесть, что Райх довольно долго находился под очарованием личности Фрейда, который, как известно тоже рос задавленным отцовским авторитетом, можно предположить, что история семьи была истолкована в соответствии с канонами ортодоксального психоанализа и психологией его основателя. 

Сам Райх так описывал свои детские годы:
"Моим первым учителем была мать. Очень важно для моих родителей было, чтобы я не говорил на идише. Это в нашем окружении считалось признаком неотесанности. Употребление каких-либо выражений на идише влекло за собой строгое наказание.
Мой отец был свободомыслящим человеком, но в то же время был и управляющим, которому следовало дистанцироваться от украинского населения и от административного штата, представленного главным образом евреями. Структура имения была абсолютно иерархической и патриархальной... Мой дедушка был также мыслителем и вольнодумцем, на которого опасливо смотрели ортодоксальные евреи, но очень уважали украинские крестьяне. Он был, как говорят, космополитом, был дружески расположен к людям, но и соблюдал еврейские традиции."

Представьте себе, с каким внутренним напряжением должна была быть связана жизнь Райха - ребенка, которого по сути изолировали от национальных и этнических корней, воспитывая в духе поклонения европейской ментальности и культуре там, где мало что способствовало этому. Представьте в какой диссонанс, вероятно, входила атмосфера цивилизованной немецкой гимназии в Черновцах, куда отец отправил учится юного Райха, с вольной многосложной самобытностью славянской Буковины. Добавьте к этому то, что Вильгельм, как всякий образованный еврейский мальчик, рос нервным, впечатлительным и ранимым. И вам станет понятнее, почему в зрелые годы Райх не любил упоминать о своем этническом происхождении.

Впрочем, тому может быть и другая, куда более веская причина. Когда юноше было четырнадцать лет, покончила с собой его мать, а через три года скоропостижно от туберкулеза умер и отец. 

По некоторым источникам, на семейную трагедию мог повлиять также сильнейший конфликт и конкуренция Вильгельма с родным братом, а также измены матери отцу, о которых были осведомлены все домашние. 

Привязанность Райха к матери многие трактовали, как чрезмерную, делая ставку на популярный в то время "эдипов комплекс". Не осталось без внимания историков и то, что после смерти родителей Райх пережил еще две серьезные потери. От туберкулёза, умер в возрасте 26 лет брат Вильгельма. А первая мировая война "отняла" имение, которым какое-то время не очень умело управлял Райх.

Потеряв семейную собственность Вильгельм принял решение поступить на службу в австрийскую армию, некоторое время действительно воевал в Италии, но быстро понял, что армейская жизнь не для него, уволился и в 1918 году поступил в Венский университет на медицинский факультет. Это определило всю его дальнейшую жизнь. Он увлекся психиатрией, стал ревностным последователем и учеником Зигмунда Фрейда. Через год стал членом Венского психоаналитического общества и практикующим психоаналитиком. 

Как видите, в десятые годы прошлого столетия в мире образовалась та же тенденция, что и сейчас. Науки изучающие психику человека были не сколько профессией и осознанным выбором взрослых людей, сколько увлечением прогрессивной молодежи. На момент начала психоаналитической практики Райху был всего 21 год! Конечно, на его счету был опыт армейской службы и управления семейным имением, но вряд-ли это можно приравнять к полноценному взрослению. Вокруг стремительно рушились старые ценности. Психоанализ и марксизм были популярными в студенческой среде учениями, во-многом потому, что делали недозволенное дозволенным и создавали огромное пространство для игры с базовыми инстинктами. Так ли удивительно, что забитый еврейский мальчик с ментальностью то ли избранного, то ли изгоя, увлекся и тем и другим? 

Что касается Зигманда Фрейда, под влиянием которого находился молодой Райх, то на момент их знакомства метр перевалил свой 60 рубеж (годы жизни Фрейда 1856 - 1939), и трудно себе представить, что столь выдающаяся личность, окруженная толпой почитателей и учеников, приблизила к себе молодого интерна только на основании его медицинских талантов, а амбициозным юношей двигал исключительно научный интерес. Во всяком случае, дальнейший стремительный карьерный рост Райха, говорит об обратном. 

В 1922 году Вильгельм Райх получает медицинскую степень и становится первым клиническим ассистентом доктора Фрейда, в том же 1922 году основавшего клинику в Вене, а впоследствии дорастает до вице-директора этой клиники. В 1924 году он уже возглавляет первый в стране учебный институт психоанализа и естественно, начинает преподавать. 

В 1927 году Райх бурно и скандально расстается с Фрейдом, обвинив его в деспотизме по отношению к своим ученикам, неприятие их научных и политических взглядов. Позже Райх напишет в своей автобиографии, что ему присущи «безжалостные неистовые амбиции», честолюбие, которое во многом определило его судьбу. 

Вероятно, эти качества заслуживают самой высокой оценки, если бы не то, что на момент разрыва Фрейду был 71 год, а Райху всего только 30. Он находился на пике карьеры, вел активную научную и политическую деятельность, годы становления остались в прошлом, ортодоксальный научный мир, собственно, как и рамки школы учителя, оказались тесны, и произошел естественный для такого рода отношений, разрыв. 

Лично мне не симпатична в этом лишь попытка биографов Райха сделать из него жертву конфликта. Формальным поводом разрыва стало неприятие марксистских взглядов молодого аналитика. Научной подоплекой явилась критика Фрейдом идеи Райха о том, что в основе каждого невроза лежит отсутствие сексуального удовлетворения. 

Обратите внимание - каждого невроза! 

Вообще, тема подавленной сексуальности красной нитью проходит через всю судьбу Райха. Подняв на знамена право человека на сексуальное самовыражение, Райх стал предтече сексуальной революции, которая грянет по-настоящему только в 60-х., но и ее заложником. Позже мы увидим, к чему приводит увлеченность человека какой-то одной идеей, особенно если эта идея попирает самое ценное в наработках духовного мира - семью!

Дальнейший путь Райха оказывается полон гонений, притеснений и репрессий со стороны властей. Собственно, более нигде ему не удавалось обосноваться надолго, найти верных единомышленников и последователей, и полноценно заниматься наукой. Краткие периоды успеха и признания оборачивались годами изгнаний и забвения. 

Увлечение идеями марксизма и вступление в коммунистическую партию осложнило его научную карьеру, а разрыв с Фрейдом и его окружением, вынудили Райха покинуть Вену и переселиться в Берлин. Там амбициозный ученый развернул активную политическую деятельность за продвижении идей сексуальных свобод. Идеи эти настолько интересны, что заслуживают, пожалуй, отдельного разговора...

Но и здесь научные и политические разногласия не заставили себя ждать, а приход к власти Гитлера вынудил Райха покинуть Германию и переселиться в Данию. Те же причины побудили его перебраться в Швецию, а затем в Осло. В конце концов Райх обосновался в Америке, куда был приглашен в качестве адъюнкт-профессора медицинской психологии в 1939 году. 

Таким образом, за свои взгляды Райх в течение шести месяцев был исключён из двух явно весомых для него союзов - Коммунистической партии и Психоаналитического союза, а также изгнан из трёх стран: Германии, Дании и Швеции. Отовсюду за слишком радикальные взгляды и личную непримиримость с идеологическими врагами. 

После трёх лет сравнительно мирной и спокойной жизни в Норвегии ученый стал мишенью газетной травли, направленной на его утверждения о сексуальной основе неврозов и лабораторные эксперименты с биоэнергетикой.

Сложно складывалась и личная жизнь. Он расстался с первой женой, которая тоже так и не смогла проникнуться его идеями, хотя медик по образованию, поначалу разделяла увлеченность мужа психоанализом. Но еще будучи в браке Райх увлекся балериной Эльзой Линденберг, членом его партийной ячейки. Позже она присоединилась к Райху в Дании и стала его второй женой. В Осло, попав в полною изоляцию, подверженный перепадам настроения, гонимый и непримиримый, Райх, довольно быстро потерял взаимопонимание и с новой супругой, Эльза ушла от него. В Нью-Йорке он встретил Ильзу Оллендорф, немецкую эмигрантку, которая стала его лабораторным ассистентом, а позже — третьей женой. 

Многочисленные переезды и жизнь на грани нервного срыва медленно подтачивали здоровье ученого, а изыскания связанные с "производством" эфемерного "оргона" - универсальной жизненной энергии, способной излечить человечество от многих болезней - приводили к потерям сил собственных и вполне себе настоящих. С годами у Райха участились приступы тревожности и мнительности, которыми он страдал еще в юные годы. 

Как известно, жизненный путь ученого революционера закончился в тюрьме, куда Райх был отправлен за нарушение запрета на эксперименты с оргонными аккумуляторами, которые были оценены тогдашним обществом, как угрожающие.

Заметьте, жизнь Вильгельма Райха оборвалась вовсе не по причине радикальных взглядов, а из-за действий идущих в разрез с судебными предписаниями. Это лишний раз доказывает, что история многих научных и практических школ могла бы быть другой, если бы их адепты соблюдали законы и более уважительно относились к общественным нормам нравственности и морали.

Печальную судьбу Райха следовало бы учесть некоторым современных психологам и последователям эзотерических культов, которые своим антиобщественным поведением и игнорированием существующих законодательных норм, порочат не только доброе имя психологии, но и своих почитаемых идолов и учителей. 

(продолжение следует)

Елена Шубина

 

Ваши комментарии: